пятница, 3 апреля 2009 г.

Шёнефельд

В такой замечательный, почти теплый весенний день, хочется пройтись по улицам, побродить по парку и аллеям, вдохнуть свежесть распускающихся почек, проклюнувшихся первых ростков и набирающих цвет подснежников. Ничего, что солнышко порой еще прячется за предательские тучки, пронырливый ветерок задувает за воротники, преждевременно освобожденные от надоевших за зиму шарфов.
Желание насладиться весной пренебрегает такими мелкими причудами природы.

Эта экскурсия, как и многие другие, состоялась благодаря одному человеку – большому любителю и знатоку истории, культуры и литературы – Елизавете Тумим, открывающей для меня новые интересные странички и детали о стране и городе, в котором я сейчас живу.
Елизавета, большое спасибо.

Сегодня наш путь лежит в один из районов города Лейпцига, расположенный в северо-восточный его части. Прекрасное поле - так дословно переводится с немецкого его название.

Шёнефельд




Впервые в летописях маркграфская деревня под именем Шоненюльт была упомянута в 1270 году. Позже, ее владелец маркграф Дитрих фон Майссен отдает свои владения под церковное покровительство. И немногим более двух веков - с 1307 г. вплоть до годов Реформации деревня находилась во владении монастыря святого Фомы, принадлежавшего Каноническому ордену августинцев.
В 1527 году деревенская церковь была отстроена заново после сгубившего ее пожара.

В октябре 1813 года при Битве народов деревня была полностью стерта с лица земли, деревенская церковь разрушена при осаде союзных войск. В те времена церкви строились на возвышенностях и, хорошо укрепленные каменными стенами, они порой служили, своего рода, крепостями.

Однако, уже в 1820 году было окончено новое строительство церкви, внешний вид которой сохранился до наших дней. Тогдашний государь - король Пруссии подарил по поводу освящения церкви в 1820 г. два железных колокола, но при испытании они оказались настолько непригодными, что нашли свой бесславный конец на дворянском поместье в качестве корыт для свиней. И только к 1839 году собралось достаточное количество денежных средств из частных источников для отлития новых церковных колоколов. 25 августа того же года священник Вильденхан освятил церковь надлежащим образом. В 1915-1916 гг. церковь была реставрирована и реконструирована. В результате вестибюль церкви стал посвящен памяти павшим во Франко-прусской войне 1870-1871 гг. и в 1 мировой войны в 1914-1918 гг. Под куполом был установлен железный крест, обрамленный дубовой листвой в память о Битве народов 1813 года. После повторного освящения 19 марта 1916 г. церковь получила свое настоящее название Церковь памяти (поминальная церковь) Шёнефельда.



Одной из самых знаменитых вех в истории новой церкви является венчание в ней 12 сентября 1840 года композитора Роберта Шуманна и тогда ещё не столь знаменитой широкой публике пианистки Клары Вик.



Территория, непосредственно рядом с которой расположена церковь, ранее служила местом захоронения. К югу от церкви находится погребальная усыпальница семей Шнейдер и Эберштейн, выполненная в виде пирамиды, облицованной в черный гранит. Пирамида была сооружена по проекту архитектора Константина Липсиуса в 1883-1885 гг. по поручению баронессы Клары Хедвиг фон Эберштайн.



По завещанию бездетной баронессы, нашедшей здесь свой приют после смерти в 1990 г. и последней захороненной в этой усыпальнице, пирамида и участок на которой она расположена переданы во владение города Лейпцига. Под руководством Альфреда Э.Пауля в сентябре 2008 г. началась реставрация пирамиды. Но, два бронзовых льва, возлежащие когда-то по углам пирамиды, перед входом в усыпальницу, были безвозвратно утеряны во времена ГДР. Один из львов был разрушен при попытке демонтажа настолько, что стал представлять интерес разве что лишь для торговцев железным ломом. Вторая скульптура по разным сведениям была украдена и находится в чьем-то владении по сей день. Однако по замыслам реставраторов позже планируется выполнить копии утерянных львов.



С течением времени во второй половине 19 столетия деревня развилась и превратилась в рабочий пригород. Численность населения выросла от 889 (1834 г.) до 14.879 (1910 г.) человек. В 1896 г. в Шёнефельд были проведены трамвайные пути, а в 1915 г. район вошел в черту города Лейпцига. Вот так выглядел Шёнефельд в 1850 году.



После опустошений и разорений за время тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) тогдашний владелец деревни Георг Х. Фон Тюммель, член Лейпцигского муниципалитета, повторно соорудил красивый замок в барочных формах.



В нем и был произведен на свет 27 мая 1738 года один из немецких писателей Мориц Август фон Тюммель. Занявший позже пост министра при герцоге Саксен-Кобургском, он прежде всего знаменит тем, что одним из первых сумел своим землякам-аристократам, увлекавшимся всем французским, внушить интерес к немецкой литературе.



В начале девяностых годов прошлого столетия здание замка было отреставрировано и в настоящем используется под школу для детей инвалидов.



Рядом с замком примостилось одно очень симпатичное здание, назначение которого не выясняла.



Абтнаундорф.
«Уже из самого названия Абтнаундорф ясно, что когда-то это местечко принадлежало монастырю (абт – аббат, аббатство). Действительно, земли Наундорфа, как и земли Шёнефельда частично принадлежали Августинскому мужскому певческому монастырю святого Фомы. Монастырь сдавал земли внаем. После Реформации в Наундорфе сменилось множество владельцев, пока в 1789 г. имение не унаследовало семейство Фреге. Один из богатейших Лейпцигских родов, банкиры и суконщики, постоянные члены городского совета. Им принадлежала огромная торговая империя, владевшая медными разработками в Анхальте, ведшая торговлю с Северной Америкой, ссужавшая деньги курфюрстам и королям. Семейство в 4 поколениях владело Наундорфом вплоть до смерти последнего Фреге в 1916 г.



Конечно, в октябре 1813, во время битвы народов, деревня Абтнаундорф сильно пострадала. Но, затем вскоре начался строительный бум, пришла мода на сельские дома и виллы. Все стремились на природу, но недалеко от цивилизации, а отсюда до центра всего 5 км. Абтнаундорф вошел в моду и назывался деревней миллионеров.



Два служебных или, как говорили в старину, кавалерских дома обрамляют въезд, конюшенный корпус и усадебный дом, хоть и строились разновременно и разными архитекторами, образуют единый ансамбль. Недавно их санировали и превратили в высококлассное жилье...» (Елизавета Тумим)



Старый господский дом был снесен в 1891-1893 годы и сооружено новое здание замка с 2 порталами по проекту архитектора Петера Дибвея. В настоящее время в полностью реставрированном замке располагаются частные жилые апартаменты.



Невольно озираясь на висящую при входе табличку «Частные владения», я все-таки на свой страх и риск немного «пощелкала» камерой. Не знаю, что меня больше привлекло в этом снимке – сам особняк или стоящее рядом с ним дерево с живописными «шрамами» от спиленных сучьев.



Парк Абнаундорф, в том виде, как он выглядит сегодня, был заложен на просторном участке между деревней и рекой Парте в 1752-1755 гг. доктором Трауготтом Томасиусом как дворянский поместный парк.





В1789 г. дворянское поместье передается во владение семьи Фреге, которые в начале 19 в. постарались придать этому, почти 50-летний давности парку, вид сентиментального ландшафтного сада «в модном английском духе близости к природе.



Парк был общедоступным и стал в 19 веке одним из любимейших мест для загородных прогулок горожан. Даже комары не смущали. Пикник. Завтрак на траве. Лодочная прогулка. Чашечка кофе и мороженое в кафе, ансамбль музыкантов.



Среди посетителей парка частая гостья – Клара Шуман (Вик). Здесь рядом жила ее подруга. Вот нечто такое историко-романтическое в двух прозрачных фигурах, сотканных не то из проволоки, не то из тумана запечатлено в инсталляции Томаса Хеннига...» (Елизавета Тумим)



В 1943-1945 гг. парк подвергся тяжелым и обширным бомбардировкам, т.к. именно здесь располагалось управление одного из отделений нацисткой партии. Ещё долгие годы сгоревшие и обуглившиеся остовы деревьев напоминали о былой войне.



Но, несмотря на сильные разрушения, некоторые элементы прежнего парка были сохранены. Это пруд с островком посередине и маленьким храмом на нем, подножие старой колоны на берегу пруда, памятный камень в лесу, арочный мост через реку Парте и каштановая алея, конечная точка которой, мавзолей семьи Фреге, была разрушена после 1945 г. Темная листва каштановой аллеи должна была во свое время символизировать путь к смерти.

В 1988 г. на месте разрушенного «Камня Фреге» в садовом храме на острове была установлена скульптура прекрасной девушки.



В пруду барахтаются и резвятся утки, а побеги совсем не траурных каштанов поют свою триумфальную песнь жизни.






6 комментариев :

  1. Спасибо за прогулку! Даже настроение поднялось и захотелось из дома выйти, по Таллинну погулять...

    ОтветитьУдалить
  2. oikuméne, рада, что побудила тебя выйти на свежий воздух. Тоже бы хотелось побывать и побродить по вашему Таллину. Но, пока это только планы на будущее. Еще не бывала в Эстонии...

    ОтветитьУдалить
  3. Все даже карасивее чем в действительности, я так радуюсь сопричастности.Спасибо огромное Лизе.Хочеться бродить и бродить по этому замечательному городу,который я люблю все больше и ,конечно,желательно вместе.Так что надеюсь-до новых встреч?!

    ОтветитьУдалить
  4. Милочка, привет, дорогая!
    Когда стала искать в отснятом фотографии реки Прате, то ообнаружила, что ее то, родимую, я и не удосужилась сщелкать. В одиночестве ее нету... Только в твоем прекрасном дополнении к ней... :)))
    Ты так замечательно смотришься на фоне ее "величавых берегов и бурлящей жизнью воды"!
    До скорой встречи!
    Спасибо, что заглянула.

    ОтветитьУдалить
  5. Я уже еды хочу...еду в студию!

    ОтветитьУдалить
  6. Еда не за горами, счас улицу перейдем и всё!

    ОтветитьУдалить