пятница, 14 января 2011 г.

Пели колядки, ели калитки...

Как ни одно другое время года, наше сознание неразрывно связывает зиму с ощущением праздника и добра. Новый год – как укрывший землю пушистый белый снег сулит начать нашу жизнь с чистого листа. Светлый, уютный, но, в тоже время, особенно торжественный, праздник Рождества Христова. Крещение, отождествленное в народном русском календаре с крещенскими морозами. И на излете зимы – разудалая залихватская Масленица.
Ждем их. Ждем, как ждали в детстве, с каким-то особенным, свойственным только этим дням, чувством и настроением.

Пели колядки, ели калитки...

Праздник Рождества Христова по праву занимает место самого великого из всех зимних праздников. Подготовка к нему на Руси велась основательная. Сорокадневный Рождественский пост, достигавший наивысшей строгости в последнюю неделю перед праздником, венчался сочельником – днем накануне Рождества.

Название «сочельник» связано с обычаем православных христиан употреблять в пищу сочиво - сушеные хлебные зерна, размоченные в воде, другими словами - кашу. Сочивом в древности называли не только постную пищу, но и сок («молоко») разных семян - маковых, конопляных, подсолнечных, горчичных, ореховых, миндальных и др.
Этим «соком» приправляли каши в Рождественский пост.
Время принятия пищи в сочельник приходится на вечер. С древности идет обычай не вкушать пищи до появления на небе первой звезды.
После вечери крестники отправлялись к своим крестным, чтобы поздравить их с Рождеством, несли с собой кутью, пироги, а взамен получали подарки.

Поздним вечером начиналось колядование, уходящее своими корнями в языческое прошлое славян. Название действа происходит от Коляд - древнего языческого праздника, слившегося позднее с Рождеством. Коляда символизировал поклонение Солнцу, дающего плодородие и радость, в песнях-колядках пели о явлениях природы - месяце, солнце, грозе, желали урожая, счастливых браков.
Обряд колядования, несмотря ни на какие преследования, направленные против него грамоты, пережил и в ряде местностей сохранил даже названия песен, упоминавшихся в XVI-XVII веках. Песни-поздравления с припевом «коляда, ой коляда» распространены по всей территории России, но в ряде районов уступают место другим своеобразным русским формам.

Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку, масляну головку,
А дай Бог тому, кто в этом дому,
Ему рожь густа, рожь ужиниста:
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем, и богатством
И воздай вам, Господи,
Еще лучше того!

За те поздравления и шутки-прибаутки принято было одаривать колядующих выпеченными рождественскими колядками. Колядки (преснушки) или калитки - маленькие пирожки из пресного ржаного теста с различными начинками, наливками, намазками или припеками.

Карелы и финны считают, что калитки (Kalittoa) - исконно карельская еда. А русские жители Карелии и Коми, Мурманской и Архангельской областей относят калитки к древней русской кухне. По поводу названия выпечки также существуют различные мнения. В книге о происхождении названий русских блюд филолога Ирины Лутвиновой есть версия, что: слово «калитка» произошло от «калита» - кожаный кошелек. Так же звали и князя - Иван Калита. Выпеченную калитку с начинкой на самом деле по форме можно сравнить с кошельком.

Однако, более достоверно, что русское название «калитки» не имеет никакого отношения к кошелькам, дворовым калиткам, воротам и дверям. Возникло оно, скорее всего, случайно, как звуковое искажение непривычного для русского уха финских слов «калиттоа», «калитт». «Калиттоа» можно перевести, как «намазанное», поскольку начинку как бы намазывают на блинчик, или по-карельски «сканец», из которого затем формуется пирожок.
Сами же карелы часто называют эту выпечку «рюпиттетю», что означает «морщинистые», «защипанные в оборочку». Название этих национальных пирожков полностью отображает в себе способ приготовления и форму выпечки и говорит о большой древности калиток. Тот факт, что калитки пекут из пресного теста, совершенно определенно свидетельствует об их существовании у карел задолго до крещения Руси, а быть может и раньше.

Несмотря на свою древность, изделие это фактически вплоть до XX века не выходило за национальные пределы Карелии, считаясь «деревенским» и «невкусным». А сведения о его составе гурманов, скажем прямо, совершенно не вдохновляли: пресное ржаное тесто с начинкой из каши…
Кроме того, после выпечки калитки становятся твердыми. Чтобы съесть, их необходимо вновь размачивать. Это обстоятельство никак не совпадало со вкусом русских людей, привыкших к мягким и пышным пирогам из печи с дразнящей запахом вкусной начинкой.

Карельская поговорка гласит: «Калитка просит восьмёрки». Чтобы испечь калитки, необходимо восемь компонентов - мука, вода, простокваша, соль, молоко, масло, сметана и начинка.
Начинки для калиток - самые разнообразные. Исконная начинка – каша: перловая, пшенная, овсяная. На молоке, на сыворотке или на воде. Творожная считалась начинкой для детских калиток. Из овощей - репная и брюквенная. Из более поздних - картофельная. В настоящее время калитки чаще всего готовят именно с картофелем.
Калитки бывают различной формы: круглые, овальные, четырёх-, пяти-, шести- и даже семиугольные, с защипанными или загнутыми краями.

Ожидаете в свой дом на Рождество колядующих? Тогда попробуйте приготовить колядки самостоятельно и удивить ими дорогих гостей (далее...)


Источник
Приношу свою искреннюю благодарность за использование информации авторам указанных материалов.
Празднование нового года на Руси
Рождество самый великий зимний праздник
Калитки
Калиточки...

Комментариев нет :

Отправить комментарий