Как ни одно другое время года, наше сознание неразрывно связывает зиму с ощущением праздника и добра. Новый год – как укрывший землю пушистый белый снег сулит начать нашу жизнь с чистого листа. Светлый, уютный, но, в тоже время, особенно торжественный, праздник Рождества Христова. Крещение, отождествленное в народном русском календаре с крещенскими морозами. И на излете зимы – разудалая залихватская Масленица.
Ждем их. Ждем, как ждали в детстве, с каким-то особенным, свойственным только этим дням, чувством и настроением.
Пели колядки, ели калитки...
Праздник Рождества Христова по праву занимает место самого великого из всех зимних праздников. Подготовка к нему на Руси велась основательная. Сорокадневный Рождественский пост, достигавший наивысшей строгости в последнюю неделю перед праздником, венчался сочельником – днем накануне Рождества.
Название «сочельник» связано с обычаем православных христиан употреблять в пищу сочиво - сушеные хлебные зерна, размоченные в воде, другими словами - кашу. Сочивом в древности называли не только постную пищу, но и сок («молоко») разных семян - маковых, конопляных, подсолнечных, горчичных, ореховых, миндальных и др.
Этим «соком» приправляли каши в Рождественский пост.
Время принятия пищи в сочельник приходится на вечер. С древности идет обычай не вкушать пищи до появления на небе первой звезды.
После вечери крестники отправлялись к своим крестным, чтобы поздравить их с Рождеством, несли с собой кутью, пироги, а взамен получали подарки.
Поздним вечером начиналось колядование, уходящее своими корнями в языческое прошлое славян. Название действа происходит от Коляд - древнего языческого праздника, слившегося позднее с Рождеством. Коляда символизировал поклонение Солнцу, дающего плодородие и радость, в песнях-колядках пели о явлениях природы - месяце, солнце, грозе, желали урожая, счастливых браков.
Обряд колядования, несмотря ни на какие преследования, направленные против него грамоты, пережил и в ряде местностей сохранил даже названия песен, упоминавшихся в XVI-XVII веках. Песни-поздравления с припевом «коляда, ой коляда» распространены по всей территории России, но в ряде районов уступают место другим своеобразным русским формам.
Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку, масляну головку,
А дай Бог тому, кто в этом дому,
Ему рожь густа, рожь ужиниста:
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем, и богатством
И воздай вам, Господи,
Еще лучше того!
За те поздравления и шутки-прибаутки принято было одаривать колядующих выпеченными рождественскими колядками. Колядки (преснушки) или калитки - маленькие пирожки из пресного ржаного теста с различными начинками, наливками, намазками или припеками.
Карелы и финны считают, что калитки (Kalittoa) - исконно карельская еда. А русские жители Карелии и Коми, Мурманской и Архангельской областей относят калитки к древней русской кухне. По поводу названия выпечки также существуют различные мнения. В книге о происхождении названий русских блюд филолога Ирины Лутвиновой есть версия, что: слово «калитка» произошло от «калита» - кожаный кошелек. Так же звали и князя - Иван Калита. Выпеченную калитку с начинкой на самом деле по форме можно сравнить с кошельком.
Однако, более достоверно, что русское название «калитки» не имеет никакого отношения к кошелькам, дворовым калиткам, воротам и дверям. Возникло оно, скорее всего, случайно, как звуковое искажение непривычного для русского уха финских слов «калиттоа», «калитт». «Калиттоа» можно перевести, как «намазанное», поскольку начинку как бы намазывают на блинчик, или по-карельски «сканец», из которого затем формуется пирожок.
Сами же карелы часто называют эту выпечку «рюпиттетю», что означает «морщинистые», «защипанные в оборочку». Название этих национальных пирожков полностью отображает в себе способ приготовления и форму выпечки и говорит о большой древности калиток. Тот факт, что калитки пекут из пресного теста, совершенно определенно свидетельствует об их существовании у карел задолго до крещения Руси, а быть может и раньше.
Несмотря на свою древность, изделие это фактически вплоть до XX века не выходило за национальные пределы Карелии, считаясь «деревенским» и «невкусным». А сведения о его составе гурманов, скажем прямо, совершенно не вдохновляли: пресное ржаное тесто с начинкой из каши…
Кроме того, после выпечки калитки становятся твердыми. Чтобы съесть, их необходимо вновь размачивать. Это обстоятельство никак не совпадало со вкусом русских людей, привыкших к мягким и пышным пирогам из печи с дразнящей запахом вкусной начинкой.
Карельская поговорка гласит: «Калитка просит восьмёрки». Чтобы испечь калитки, необходимо восемь компонентов - мука, вода, простокваша, соль, молоко, масло, сметана и начинка.
Начинки для калиток - самые разнообразные. Исконная начинка – каша: перловая, пшенная, овсяная. На молоке, на сыворотке или на воде. Творожная считалась начинкой для детских калиток. Из овощей - репная и брюквенная. Из более поздних - картофельная. В настоящее время калитки чаще всего готовят именно с картофелем.
Калитки бывают различной формы: круглые, овальные, четырёх-, пяти-, шести- и даже семиугольные, с защипанными или загнутыми краями.
Ожидаете в свой дом на Рождество колядующих? Тогда попробуйте приготовить колядки самостоятельно и удивить ими дорогих гостей (далее...)
Источник
Приношу свою искреннюю благодарность за использование информации авторам указанных материалов.
Празднование нового года на Руси
Рождество самый великий зимний праздник
Калитки
Калиточки...
пятница, 14 января 2011 г.
Пели колядки, ели калитки...
Ярлыки:
Булочки и плюшки
,
Околокулинарные истории
,
Пироги несладкие
Подписаться на:
Комментарии к сообщению
(
Atom
)
Комментариев нет :
Отправить комментарий