воскресенье, 27 ноября 2016 г.

Масляное печенье Шпекулятиус - Butterspekulatius

С маленькой исторической справкой о происхождении названия традиционного немецкого печенья Шпекулятиус мы уже немного ознакомились. Настало время его испечь. Уж очень любопытно стало, как это всё происходит-функционирует с настоящими деревянными формами-печатями.

Чувствуете, какой вкусный сливочный аромат плывет по дому, сливаясь с запахами апельсинов, горячего крепкого кофе, разбавляемый временами (когда распахивается входная дверь) потусторонней морозной свежестью, приправленной недавно выпавшим хрустким снежком? Мы печем и пробуем вкуснейшее масляное печенье Шпекулятиус по рецепту Sarah.
Рецепт из многих выбирала долго и придирчиво. Искала такой, чтобы не разочаровал и не отбил дальнейшую охоту к использованию деревянных и других печатных моделей. В итоге получилось идеальная Рождественская выпечка, готовый результат порадовал очень и очень! Настоящее масляное печенье Шпекулятиус!

Но, к удачному готовому результату пришлось прийти определенным опытным путем. Началось всё с выбора форм. Нет, даже раньше - с магазина, где мне эти формы удалось приобрести.
О том, что в центре нашего города существует магазин торговой сети Tortissimo поведала мне Ликунчик, приехавшая к нам в гости 6 лет тому назад. О специализации данной сети, полагаю, легко можно догадаться по ее названию – всё для выпечки и украшений кондитерских изделий. Если я правильно припоминаю, Лике нужны были пищевые красители, хотя могу и ошибаться, не факт - может что-то другое. Мне, естественно, тоже сразу понадобилось что-нибудь «нужное». Но в тот день, к сожалению, мы с Ликунчиком так и не успели найти этот магазин, хотя адрес его знали точно. Несколько раз прошли туда-сюда, мимо вдоль по улице. Я не догадалась слегка углубиться в торговый пассаж, где собственно и был расположен с недавнего времени этот совершенно незаметный с дороги магазин. Дело было в субботу, магазин этот почему-то работал только до обеда, а мы спешили и мчались дальше. Короче, не свершилось тогда…

Так как у меня был ориентир, то на неделе я пошла искать Tortissimo уже целенаправленно. Не знаю как Вам, мне страшно попадать в подобное царство кулинарно-кондитерских разгуляев. Неукротимо хочется купить всё и сразу, потому что невозможно оторвать взгляд и уговорить себя выйти из магазина без вот этой, ах да, ещё вон той штучки. И так до бесконечности, до зубовного скрежета от желания прихватить с собой побольше, побольше «необходимого и незаменимого» инвентаря, инструментов и приспособлений.
С тех пор, по-возможности, стараюсь заходить в этот магический магазин как можно реже, боясь соблазнов. Подруги периодически дарят мне туда подарочные карты, зная мою тайную страсть. При этом же магазине пару раз мне удалось посетить мастер-классы по украшениям кондитерских изделий. Не скажу, что особый фонтан - всё ориентировано, скорее, на продажу собственного товара, чем на действительное обучение кулинарному искусству. Но, тем не менее, именно там можно найти совершенно эксклюзивные вещицы, как например деревянные формы для Шпекулятиус.

Деревянную форму-штамп из древесины березы я выбирала тщательно, во многом учитывая фактор цены. Поскольку не планировала пользоваться этой вещью вот прямо безостановочно на каждое Рождество. Так побаловаться, удовлетворить кулинарный интерес, попробовать. Выбрала формочку с Дедом Морозом (он же Святой Николай), несущего на плече елочку. Размер фигурки 3,5 см на 6,5 см. Правда, в готовом изделии трудно разобрать художественный замысел штампа, всё расплывается и черты сглаживаются. Но, удовольствие от работы остается. В дополнение к деревянной форме для сына прихватила современный пластиковый штамп для печенья в форме льва. Штамп этот не отвечает, конечно же, замыслу Шпекулятиус, поскольку вместо выпуклостей на изделии образуются как бы впадины, но зато работать с ним – одно удовольствие. Четко, легко и быстро. Эстетическая сторона готового изделия мне также пришлась весьма по вкусу.

Довольная, с покупками приехала домой, начала изучать этикетку на деревянной форме более внимательно. Куда мои глаза в магазине глядели? Надпись на изделии гласила: «Штамп для Шпрингерле (Springerle)», другого вида печенья. Сказать, что я расстроилась, ничего не сказать. Довыбиралась, называется – только на цены внимание, что ли обращала? На следующий день руки в ноги и снова в Tortissimo. Теперь стала читать уже ценники под формами на самих полках: «Формы для Шпрингерле и Шпекулятиус». Два в одном! Я к продавцу-консультанту, чуть не плача с требованием объяснений. Тетенька внимательная оказалась и толковая, успокоила меня и рассказала, что разницы-то особой в формах нет. Действительно, можно их с успехом применять для обоих видов выпечки. Строгих разграничений сейчас не существует. Раньше может и да – всё было более традиционное и целенаправленное (рисунки там, сюжеты), а сейчас мало, кто этим интересуется, поэтому уклон в сторону универсализации приветствуется. Не стала я ничего возвращать или покупать новое, вернулась домой со своим Дедом Морозом.

Прежде чем я смогла пережить радостную лёгкость формовки Шпекулятиус при помощи деревянной формы, скажу честно, меня накрыло огромной волной разочарования и отчаяния. Я редко убираю песочное тесто в холодильник, разделываю его сразу, пока оно свеженькое. Такое у меня почему-то предубеждение. В этот раз я также начала формовать печенье, лишь только было приготовлено тесто. Катастрофа! Мне хотелось просто расколошматить эту самую форму о стол, поскольку сформованное тесто совершенно не собиралось выскакивать из формы, прилипало к стенкам, несмотря на все ухищрения с мукой, вываливалось отдельными кусочками. Извелась окончательно и решила, что от греха подальше уберу тесто в холодильник. Немного успокоившись и взяв себя в руки, примерно через полчаса достала тесто из холодильника и продолжила дальнейшие манипуляции по формовке. О, чудо! Холодное тесто стало идеально выскакивать из печатной формы, неповрежденное, целенькое, красивое! Семён Семёныч!!!

Пока не забыла, озвучу сразу одну немаловажную деталь. По нижеприведенному рецепту получается много-много печенья. Автор указывает, что это примерно 48 штук. Но, между размерами печенья, как и между толщиной раскатки, может быть, как говорится, большая разница. С моими приключениями, выпечка всего количества теста мне показалось вечностью. Поэтому прямо в предисловии, а не в комментариях, как обычно, хочу предупредить – соразмерьте свои желания и возможности. Если просто раскатать и нарезать – то легко освоить весь продуктовый набор. А вот с применением форм, для начала, искренне советую, порцию теста сократить вдвое, чтобы проба не вылилась в испытание.

Вкус - любимый, цвет - солнечный, аромат – волшебный! Праздничного всем настроения и удачной выпечки на радость! Рекомендую от души.

Масляное печенье Шпекулятиус - Butterspekulatius

Масляное печенье Шпекулятиус - Butterspekulatius

Формы для масляного печенья Шпекулятиус - Butterspekulatius

Продукты:

Мука 500 г
Сливочное масло 250 г
Сахар 250 г
Яйцо 1 шт.
Ванильный сахар 1 пакетик (8 г)
Разрыхлитель для теста 0,5 пакетика (8 г)

Приготовление:

Размягченное сливочное масло взбить при помощи ручного миксера вместе с сахаром, добавить яйцо, ванильный сахар и тщательно взбить. Замесить просеянной вместе с разрыхлителем мукой. Должно получиться в меру крутое, пластичное тесто, которое следует разделить на несколько частей. Обвернуть посуду с тестом пищевой пленкой или накрыть крышкой и отправит на 20-30 минут в холодильник.
Доставать по одному кусочку охлажденного теста и формовать печенье.

Масляное печенье Шпекулятиус - Butterspekulatius

Для работы со специальными деревянными формами предварительно в первый раз смазать их растопленным маслом и слегка присыпать мукой, постукивая, вытряхнуть лишнюю. Затем при дальнейшей формовке следующих печений, эту стадию можно пропустить или постоянно слегка посыпать мукой – ориентироваться по консистенции теста и виду печатной формы.
Небольшое количество теста распределить по форме, прокатать его маленькой скалкой или тщательно прижать пальцами. Лишнее тесто срезать с поверхности формы острым ножом.

Масляное печенье Шпекулятиус - Butterspekulatius

На столе разложить кухонное полотенце из ткани в 2-3 слоя. Легко постукивая краем формы о полотенце, извлечь сформованное печенье, перевернуть рисунком вверх и уложить его на бумагу для выпечки.
За неимением форм, кусочек теста раскатать толщиной примерно в 0,5 см прямо на бумаге для выпечки. Разрезать на прямоугольники одинакового размера.

Масляное печенье Шпекулятиус - Butterspekulatius

Когда одна часть теста будет сформована, достать из холодильника следующую и продолжить дальнейшую формовку Шпекулятиус.

Выпекать в предварительно нагретой до 200°C духовке 8-10 минут. Печенье должно оставаться светлым.

Приятного аппетита!

Масляное печенье Шпекулятиус - Butterspekulatius

Если хотите получить блестящую поверхность, рекомендуется перед выпечкой смазать печенье молоком. Я этот момент пропустила – эстетическая сторона меня устроила более чем и без дополнительных украшений.

Наши искренние благодарности автору рецепта Sarah. В авторской версии в составе продуктов была ещё корица, которую я полностью исключила, дабы сделать акцент именно на масляном вкусе. Кстати, Sarah же предлагает и шоколадную версию данного печенья – необходимо просто добавить в тесто немного какао, по вкусу. О других вариантах Шпекулятиус я уже успела упомянуть в истории о названии печенья.

Источник
sarahs-torten.blogspot.de

2 комментария :

  1. Иден, спасибо за интересную историю печенья и рецепт. Спекулос ))) мы любим, но я его ни разу дома не делала, первая ассоциация у меня с ним- корица, а потом все остальное, люблю с миндалем и без. Формочки - они всегда нужны 😊, недавно купила с надписями разными и... не получилось их увидеть(, нужно новый рецепт опробовать. К деревянным формам я не равнодушна и скалкам фигурным, у нас в городском музее такая имеется, ах ...
    У меня в планах на рождество хоть мы его и не празнуем " liebesbriefe" с марципаном и грецким орехом в начинке.
    Хочется настоящего Нового года, а не св. Сильвестра как здесь...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хадижа, тебе спасибо, что находишь время прочесть, оставить добрые и информативные отзывы. Мне действительно очень приятно. Праздники не за горами, а я как-то ещё ни разу на Рождественский базар не выбралась, только проезжаю два раза в день мимо него, смотрю, как другие веселятся, детишки гуляют и радуются. Весело!
      По твоей наводки посмотрела фотографии и рецепты печенья liebesbriefe, выглядит и звучит красиво и вкусно. Может соберусь и тоже испеку, планов на выходную неделю много, как всё успеть...
      Про музеи мне напомнила. В замках особенно мои любимое место - кухня, как обустроена была, какие там использовались инструменты и посуда. Часами могу ходить, рассматривать, если есть возможность - фотографировать. Интересно!...

      Удалить